а оставил с платными смайликами
Никита Шерман покинул пост президента социальной сети "Одноклассники.Ру". Он был назначен на эту должность в сентябре 2008-го, т. е. не проработал и года. Попробуем вспомнить, какие изменение произошли в социальной сети за то время, что ее руководителем был Никита Шерман.
Он сменил в должности Альберта Попкова, первого генерального директора и основателя "Одноклассников" (недавно он запустил новый проект Sravni.ru, ориентированный на клиентов банков). Ранее Шерман два года возглавлял сервис сеть-знакомств "Мамба".
В отличие от Альберта Попкова, которого сняли с должности, Никита Шерман говорит, что ушел из "Одноклассников" сам, что дает повод делать самые разные предположения. Похоже, что главным вопросом, который мог повлиять на уход Шермана, стали показатели "Одноклассников". С одной стороны, во время его работы было введено много платных сервисов, с другой – "Одноклассники" уступили 1-е место по размеру аудитории сети "В контакте".
Во время работы Шермана социальная сеть не только продолжила зарабатывать на медийной рекламе, но и получила возможность конкурировать с традиционными площадками. В интервью Никита Шерман жестко высказывался о людях, "которым выгодно распространение всякой нелепой информации о социальных сетях". В частности, он раскритиковал председателя правления рекламного агентства IMHO VI Арсена Ревазова, который говорил, что в социальных сетях нельзя покупать рекламу, потому что неизвестно, рядом с чем она появится, что это некачественная аудитория и там слишком большой объем показов. В ответ на эти заявления Шерман заявил, что у Ревазова "нет наших крупных площадок, которые не дали ему себя продавать, и вообще у него не осталось масштабных проектов"
При Шермане "Одноклассники" ввели много платных сервисов: деньги стали брать за регистрацию, платные фотоальбомы и платный режим невидимости, подарки (а недавно – очень двусмысленные напоминания об их продлении) и даже продвинутые смайлики в сообщениях.
Впрочем, еще после введения платной регистрации Никита Шерман опубликовал на Roem.ru материал, объясняющий зачем это было сделано. Там, помимо собственно аргументов в пользу непривычной монетизации, он заявил, что не боится превратиться со временем в «сеть-чубайса», который питается кровью и деньгами рядовых пользователей и всегда во всем виноват. "Я никогда об этом не думал, потому что для меня первичен сервис, за который я отвечаю, и уже потом мнение на этот счет людей, не причастных к процессу", — написал в октябре 2008 года Никита Шерман.
Весной этого года в репортаже о конференции eTarget было сказано, что скоро "Одноклассники" предложат рекламодателям коробочные решения: конкурсы, подарочные сертификаты, бренд-community и сетевую поддержку коммерческих инициатив. Кроме того, сайт собирается выйти на рынок таргетированной рекламы.
При этом особенности монетизации "Одноклассников", как бы их не оправдывал Никита Шерман, не нравятся не только пользователям, но и профессионалам. На состоявшемся недавно конкурсе POTOP-2009 сеть "Одноклассники", всего год назад получившая титул "Социальная сеть года", вдруг стала "Разочарованием года". Очевидно, что не в последнюю очередь это связано с желанием заработать как можно больше, не стесняясь выпрашивать у пользователя лишний рубль.
***
Если же несколько абстрагироваться от хомячковых страданий по поводу платности тех или иных услуг, вкратце резюме деятельности Шермана в "Одноклассниках" можно дать такое:
1. Шерман был приглашен на специально созданный под него пост "президента", который формально обладает куда меньшими полномочиями, чем гендиректор. Что легко позволяет посмотреть на деловые качества сотрудника и облегчает расставание.
2. За время нахождения Шермана на посту президента "Одноклассников" не произошло существенного изменения динамики роста соцсети.
3. "Одноклассники вышли на самоокупаемость.
4. Альберт Попков теперь ничего не решает в "Одноклассниках", несмотря на декоративную должность, так как он даже не знал об уходе Шермана.
Намного сложнее понять, чего "Одноклассники" хотели от Шермана. Очевидно, что получив десятки миллионов пользователей, сеть, ориентированная на россиян, должна была приостановить свой рост. Что в Москве и происходит, и, весьма возможно, в ближайшее время произойдет и в России.
Что касается монетизации, ее, с одной стороны, много не бывает. С другой, если она (а она ли? Может просто надоело?) отпугивает пользователей, то она, безусловно, невыгодна. При этом стоит учесть, что по большому счету, для основного акционера "Одноклассников", DST, нет разницы, куда пойдут пользователи: во "В контакте", "Одноклассники" или "Мой мир" — во всех этих проектах у DST есть доли.
Основной же задачей для DST теперь будет найти человека, который сможет придумать развлечения для "Одноклассников", чтобы аудитория не теряла интерес к проекту. Как и к остальным социальным сетям.
А Никите Шерману, возможно, есть смысл вернуться в "Мамбу": насытившись доходами от сервиса знакомств, компания будет рада развить и другие свежие направления, открытые за последний год — игровой дейтинг и сервис "серьезных знакомств".
Юрий Синодов, Алексей Рыбаков
exters Из «Рамблера» уходит юрист, маркетолог и Морейнис
!Alter Ego Из «Рамблера» уходит юрист, маркетолог и Морейнис
RAF Из «Рамблера» уходит юрист, маркетолог и Морейнис
sinodov Из «Рамблера» уходит юрист, маркетолог и Морейнис
qiwi Из «Рамблера» уходит юрист, маркетолог и Морейнис