Федеральная торговая комиссия США (FTC) наконец постановила, что «тайная» реклама «из-уст-в-уста» (word-of-mouth) должна стать явной, и обязала компании раскрыть информацию о своих агентах и их вознаграждении. […] По результатам исследования, проведенного фирмой Intelliseek в 2005 году, 41% опрошенных в возрасте от 35 до 49 лет признались, что не поверят рекомендации человека снова, если узнают, что ему за это платят.

В русскоязычной блогосфере споры вокруг продвижения в блогах и скрытого маркетинга гремели вовсю еще прошлым летом. Чтобы не утомлять читателей, суммирую: в целом все открестились от нечестного маркетинга, но каждый остался при своем 🙂

Рост популярности и авторитета сетевых сообществ – форумов, блогов, социальных сетей – в последнее время не дает покоя маркетологам. Если существует восприимчивая аудитория, то обязательно отыщется кто-нибудь, кто пожелает ей что-нибудь «впарить» – будь то товар или услуга. Однако с комьюнити все на порядок сложнее: большинство пользователей отличает патологическая ненависть к спаму.

В этой связи приятно было недавно услышать мнение Димы Честных, который, как всегда, находится среди прогресивных сил человечества:

Напомню, что PayPerPost — это враги всех блоггеров — они платили [сп/б]логгерам деньги за то, чтобы они писали о продуктах рекламодателей, то есть делали скрытый обманный маркетинг. Кстати, у нас тоже есть аналог PayPerPost — Hiddenmarketing.ru пытаются заняться тем же. Надеюсь, что у них ничего не получится. Вот после таких [beep] и убеждай людей, что маркетологи не обманщики.

Полезная заметка с последовавшей дискуссией на тему промелькнула недавно в блоге о микромаркетинге:

Сейчас выходит много статей и даже целые книги по партизанскому маркетингу. В бизнес-блогах шумят про «word-of-mouth». Многочисленные «агентства» за умеренную плату предлагают проспамить от имени несуществующих «потребителей» сотни интернет-форумов рассказами о вашей фирме. Кто-то даже начинает покупать блоггеров, чтобы они писали о вас. Все это гордо называют «партизанским маркетингом», искажая до неузнаваемости первоначальный смысл. Сколько бы блоггеров вы не купили, сколько бы форумов не проспамили, это не сравнится с непосредственной рекомендацией одного человека другому. Как сделать, чтобы люди сами вас рекомендовали?

Мое личное мнение заключается в том, что вирусный маркетинг имеет огромный потенциал при сохранении одного существенного условия: не нужно ничего прятать, это и правда некрасиво и в этом смысле слово “скрытый”, на мой взгляд, действительно не подходит. О том, как это делается, почитайте в блоге Маклауда. Ну и конечно, начинать следует с продукта, о чем я уже говорил в заметке Пиар: призраки и реальность:

Видя, что пиар помогает продавать, люди выстраивают очень простую и логичную цепочку. Продукт надо продать — значит, необходимо заставить людей его купить. (В просторечии это называется манипуляция.) И вот с одной стороны люди с серьезными лицами и иногда даже надутыми щеками говорят о позиционировании и продвижении на рынке, а с другой — они как-то уже и забыли об очевидной истине, с которой я начал эту заметку. Им совершенно безразлично, помогает их продукт ли людям на самом деле, но при этом крайне важно, как люди этот продукт оценивают. Не нонсенс ли?

http://kolesnik.ru/