
Вчера в 14-00 по Киеву стали известны финансовые результаты второго квартала группы компаний МТС. Журналисты узнали о них чуть раньше — благодаря докладу генерального директора МТС Украина Андрея Дубовскова.
Основные финансовые показатели Группы (неаудированные, в млн долл. США)
Показатели | 2 кв.2010 | 2 кв.2009 | Изменение 2 кв. 2010/2 кв. 2009 | 1 кв.2010 | Изменение 2 кв. 2010/1 кв. 2010 |
Выручка | 2.771,9 | 2.378,1 | 16,6% | 2.614,3 | 6,0% |
— мобильный бизнес | 2.228,1 | 1.935,5 | 15,1% | 2.072,1 | 7,5% |
— фиксированный бизнес | 412,5 | 363,6 | 13,4% | 408,2 | 1,1% |
OIBDA | 1.234,7 | 1.105,0 | 11,7% | 1.153,9 | 7,0% |
— маржа OIBDA | 44,5% | 46,5% | -2,0 п.п. | 44,1% | +0,4 п.п. |
Операционная прибыль | 754,6 | 650,5 | 16,0% | 676,1 | 11,6% |
-маржа операционной прибыли | 27,2% | 27,4% | -0,2 п.п. | 25,9% | +1,3 п.п. |
Чистая прибыль | 354,0 | 577,4 | -38,7% | 379,6 | -6,7% |
— маржа по чистой прибыли | 12,8% | 24,3% | -11,5 п.п. | 14,5% | -1,7 п.п. |
В целом по группе результаты можно оценить как стабильные.
«На фоне стабильной экономической ситуации в первом полугодии и под влиянием фактора сезонности выручка «МТС Украина» во 2 квартале 2010 выросла на 12% по сравнению в 1 кварталом 2010 г., составив 2,15 млрд. грн. Выручка увеличилась и в годовом исчислении: в сравнении со 2 кварталом 2009 г. рост составил 9%», — сказал Андрей Дубовсков.
Во 2 квартале 2010 г. OIBDA выросла на 20% за квартал и 13% за год, превысив 1 млрд. грн. Маржа OIBDA увеличилась на 3.3 п.п. по сравнению с предыдущим кварталом и составила 46,8%.
Повышение прибыльности компании является результатом роста доходов в сочетании с действиями компании по повышению эффективности затрат, инвестиций и бизнес-процессов.
Украина: основные показатели
Украинская гривна, млн | 2 кв.2010 | 2 кв.2009 | Изменение 2 кв. 2010/2 кв. 2009 | 1 кв.2010 | Изменение 2 кв. 2010/1 кв. 2010 |
Выручка | 2,146,4 | 1,976,7 | 8,6% | 1,921,9 | 11,7% |
OIBDA | 1,004,9 | 890,4 | 12,9% | 836,9 | 20,1% |
— маржа | 46,8% | 45,0% | +1,8п.п. | 43,5% | +3,3п.п. |
Чистая прибыль | 208,3 | 142,4 | 46,3% | 59,6 | 249,5% |
— маржа | 9,7% | 7,2% | +2,5п.п. | 3,1% | +6,6п.п. |
2 кв.2009 | 3 кв.2009 | 4 кв.2009 | 1 кв.2010 | 2 кв.2010 | |
ARPU (гривна) | 35,8 | 40,1 | 38,3 | 35,2 | 39,5 |
MOU, минуты | 441 | 478 | 506 | 527 | 541 |
Уровень оттока, % | 9,7 | 10,4 | 9,7 | 9,4 | 7,2 |
SAC (гривна) | 52,1 | 45,9 | 56,8 | 66,9 | 64,3 |
Дилерская комиссия | 21,8 | 16,3 | 22,3 | 34,2 | 31,8 |
Реклама и маркетинг | 19,2 | 17,7 | 22,7 | 21,2 | 21,4 |
Субсидирование аппаратов | 1,2 | 1,4 | 2,6 | 2,1 | 1,8 |
SIM-карты и карты оплаты | 9,9 | 10,5 | 9,2 | 9,4 | 9,2 |
«МТС Украина» лидирует в подключениях новых абонентов среди всех мобильных операторов Украины. Во 2-м квартале 2010 абонентская база компании увеличилась на 170 тыс. чел.
Рост абонбазы достигнут за счет привлекательности предложений (весенняя акция «Разговаривай вдвое больше бесплатно», линейка тарифов «Супер», региональные предложения для Киева, Одессы и Львова) и ряда целенаправленных действий по поддержанию высокого качества сети и обслуживания, улучшению клиентского опыта и снижению естественного оттока.
Привлечение качественных абонентов, стимулирование потребления голосовых и дополнительных услуг в сочетании с традиционным ростом сезонной активности абонентов привели к росту операционных показателей, таких как
MOU (541 мин., рост за квартал 3%, рост за год 23%),
ARPU (39 грн., рост за квартал 11%, рост за год 8%)
и повышению общей доходности абонбазы.
О качестве абонентской базы говорит и снижение уровня оттока абонентов на протяжении года. Во 2 квартале текущего года он снизился более чем на 2% — до 7,2% по сравнению с 1 кварталом, при том, что затраты на привлечение 1 абонента в том же периоде уменьшились.
Как известно из заявлений руководства МТС и ряда жалобных книг интернета, компания активно работает над оздоровлением абонентской базы. Это, по словам Андрея Дубовскова, выражается в уже более чем 2-летнем отказе от политики «попробуй и купи» (бесплатная раздача стартовых пакетов). Также компания активно отключает тех, кто использует связь оператора в мошеннических целях: GSM-шлюзы, заземление интернет-трафика и т.п. Но на общем оттоке абонентов это практически не сказалось: на фоне всей базы абонентов накрутчики — это капля в море, в котором так может пригодиться аренда парусных яхт.