Василь Лацанич, МТС

«Слияние века» (Киевстар + Beeline), судя по всему, откладывается на неопределенный срок. Возможны ли подобные громкие процессы на рынке широкополосного доступа в интернет? Рассказывает Василь Лацанич, директор по маркетингу «МТС Украина».

«Веб-телеком»: Каковы стимулирующие и ограничивающие факторы слияний и поглощений на отечественном рынке ШПД?

Василь Лацанич: Сейчас на нашем рынке ШПД – около 200 игроков. Это локальные или мультилокальные компании – провайдеров национального уровня практически нет (кроме «Укртелекома»). Было бы логично, если бы этот рынок стал укрупняться, чтобы несколько игроков объединялись в группы и развивались вместе. Но все происходит как в поговорке «там, где три украинца – там четыре гетьмана» – об эффективном объединении пока говорить преждевременно. Это же касается и поглощения: у кого-то не хватает желания, а у кого-то – денег.
Рынок ШПД – сильно раздроблен, и из-за этого развивается очень ситуативно – появляются деньги – их быстро во что-то вкладывают, что-то делают. Заканчиваются деньги – развитие останавливается, и уже начал развиваться кто-то другой. Это не системное, не качественное развитие рынка, но что есть, то есть.


Второй фактор – это состояние отношений с главным «канализаторщиком» Украины. У кого-то они – хорошие, а у кого-то сложные. Соответственно, кто-то получает доступ к канализации и развивается, а кого-то могут и тормознуть в развитии. Это несправедливо. Такие примеры достаточно часто упоминались в кулуарах, хотя документально, как правило, не оформлялись. Тем не менее, я считаю, что это – главные ограничивающие факторы для развития этого рынка. Некого покупать, сливать и поглощать.
Для активного развития рынка необходимо сначала пройти этап укрупнения – от микрофирм до более крупных образований, а потом перейти к следующему этапу – приобретению этих образований более крупными игроками.

«Веб-телеком»: Чего не хватает провайдерам для качественного роста?

В.Л.: Для качественного роста не хватает масштаба бизнеса и денег. Сегодня мелкие провайдеры конкурируют по цене, давят друг друга, в результате чего им не хватает операционной рентабельности для дальнейшего развития и роста. Строительство сетей – очень медленное и дорогое – сегодня мало кто в состоянии вкладывать в него дополнительные деньги, вынимая их из операционного оборота.
Еще одна проблема – доступ к домам. В дом можно прийти одним из двух способов (не считая радиодоступа) – по канализации, в которую пускают «со скрипом», или «по воздуху». Последний путь, который еще называют «шанхайским», и по которому пошли некоторые крупные операторы – дешевый и быстрый, но устаревший. Во всем мире это считается ненадежным, неэстетичным и негигиеничным.
Жизнь провайдеров была бы намного проще, если бы канализация получила статус «общественной», чтобы в нее, заплатив разумную цену, могли зайти все желающие.
В идеале канализация должна быть выделена в общий, хорошо управляемый, прибыльный и доступный ресурс, по аналогии с радиочастотным пространством. Если места много – пусть провайдер платит за «входной билет», если мало – пусть участвует и побеждает в конкурсе. А хозяином всего этого ресурса должно быть государство, но никак не коммерческая компания.

«Веб-телеком»: Насколько вероятен сценарий ценовых войн и в какой плоскости?

В.Л.: Такой сценарий уже давно задействован. Цены на ШПД падают, и поскольку в это вмешиваются известные на рынке телекома демперы, думаю, со временем ситуация еще более усугубится. А это означает фактическое растворение мелких компаний, вплоть до их ухода с рынка с минусами и долгами.

«Веб-телеком»: Для каких стратегических инвесторов может привлекателен быть этот рынок?

В.Л.: Этот бизнес может быть интересен для телекоммуникационных компаний широкой специализации. По крайней мере, я затрудняюсь назвать хотя бы одного специализированного масштабного ШПД-оператора в Европе. Все они являются телекомерами, а ШПД – один из видов их бизнеса.

Прим. автора: изначально интервью бралось для статьи в «Телекомер«, но, по понятным причинам, далеко не всё туда попало.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Рома, в телекомере еще в мае вышла моя статья
    http://www.telecomer.com/business/1892.html
    (я так надеялся, что все ее прочитали :)). Поскольку комментаторов было много, пришлось из интервью каждого взять только абзац-два. Так что целые интервьюшки, наверное, буду публиковать здесь.

  2. Так интервью в Телекомере больше по объёму или меньше? И когда выйдет, если ещё не вышло?

  3. во упыри! все никак не успокоятся. хотят какую же монополию как с жсм несколько лет назад. в который раз убеждаюсь, что яйца — это быдлячая и жлобская контора!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here